Аудиокомментарий к разделу

У вас установлена старая версия флеш-плеера, обновите его.


Cтенд, посвящённый
высокопрочным корпусным
сталям

Высокопрочные корпусные стали

1947 год. В стране создается Министерство судостроительной промышленности. Первым министром стал Вячеслав Александрович Малышев. Постановлением Правительства от 17 июня 1947 г. институт переводится в это Министерство и назначается головным по разработке и созданию конструкционных материалов для судостроения. Открывается новая страница в истории института и судостроения в целом. На повестке дня — строительство цельносварных надводных кораблей принципиально новых классов на основе использования последних технологий.

Создание легких крейсеров проекта 68-бис.

ЦНИИЧЕРМЕТ для создания кораблей этого класса рекомендовал сталь СХЛ-4. Но при сварке и гибке деталей на Балтийском и Адмиралтейском заводах она оказалась склонной к хрупким разрушениям в виде множественных и протяжённых трещин. При проведеннии в ЦНИИ-48 исследований была выявлена причина хрупкости этой стали — неправильная технология термообработки на металлургических заводах. Взамен была предложена новая технология. В этой работе следует особо отметить Георгия Ильича Капырина, Александра Александровича Крошкина и Иосифа Лазаревича Шимелевича.






Корабли проекта 68-бис отличались от всех кораблей такого класса других стран, на которых имелись только механические соединения. Принципиальное отличие наших кораблей — все корпусные работы выполнялись с помощью сварки, благодаря чему существенно ускорялось строительство кораблей.

Крейсер пр. 68-бис
Крейсер пр. 68-бис
класса «Свердлов»

Ситуация складывалась таким образом, что для обеспечения обороноспособности нашей страны необходимо было строить атомные подводные лодки.

9 сентября 1952 года И. В. Сталин подписывает Постановление о строительстве первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол».

АПЛ «Ленинский комсомол»
АПЛ «Ленинский комсомол»


Стенд музея, посвящённый
АПЛ «Ленинский комсомол»

Институту было поручено создать в короткие сроки высокопрочную свариваемую сталь с пределом текучести 60 кгс/мм². (В США на первой АПЛ была использована сталь с пределом текучести 45 кгс/мм²).

В институте создается группа из 6 человек под руководством старшего инженера Игоря Васильевича Горынина, и в течение одного месяца (что подтверждено протоколами) группа разрабатывает оптимальный химсостав стали, освоенный затем на Ижорском Заводе. Это была знаменитая сталь АК-25.

Проектированием подлодки занималось СКБ 143 (нынешний СПМБМ «Малахит») под руководством Владимира Николаевича Перегудова. Лодка была заложена на стапеле Северного машиностроительного предприятия в 1955 году, а в 1958 году была сдана ВМФ. В 1962 году эта подводная лодка совершила свой знаменитый ледовый поход со всплытием на Северном Полюсе.

АПЛ «Ленинский комсомол»
Экипаж АПЛ «Ленинский комсомол»
на Северном Полюсе

С созданием стали АК-25 была решена важнейшая задача — заложены научные основы для получения материалов нового класса: высокопрочных, свариваемых, взрывостойких, коррозионно-стойких.

Впервые были установлены научно обоснованные требования к этим сталям и их сварным соединениям и разработаны новые методы их испытаний. Качество этих материалов превышает зарубежные аналоги до сих пор.

Г. И. Капырин
Г. И. Капырин

А.А. Крошкин
А. А. Крошкин

И.Л. Шимелевич
И. Л. Шимелевич


В. Н. Перегудов
В. Н. Перегудов

В.А. Малышев
В. А. Малышев


Модификации стали АК-25

В последующие годы были созданы модификации стали АК-25: АК-27 и АК-28 (для корпусов ледоколов «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия»).

В 1959 году под руководством Сергея Сергеевича Шуракова (в группу входили Лев Яковлевич Глускин, Илья Аронович Бытенский) была создана сталь АК-29 для АПЛ второго поколения.

Л. Я. Глускин
Л. Я. Глускин

Что касается технологических процессов, то с начала 70-х годов в ЦНИИ КМ «Прометей» совместно с Институтом электросварки им. акад. Е. О. Патона успешно велись работы по созданию технологии производства корпусных сталей с применением электрошлакового переплава, что позволило кардинально улучшить технологические и физико-механические свойства корпусных сталей.

В конце 80-х годов на заводе «Запорожсталь» был осуществлён пуск уникальной установки ЭШП для производства слитков массой 20 тонн.

На протяжении всех лет в работах по созданию новых современных материалов  принимали участие коллективы ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, ИЭС им. акад. Е. О. Патона, ЦКБ МТ «Рубин», Ижорского завода, Балтийского завода, предприятий «Адмиралтейские верфи», «Азовсталь», «Красный Октябрь», СМП и др.

В 1991 году, когда мощности остались на Украине, нашими специалистами совместно с коллективом Ижорского завода была освоена выплавка сверхпрочной стали методом внепечного рафинирования и вакуумирования.



Конверсия сталей АК

Следующий этап — конверсия сталей АК, создание сталей АБ, значительно превосходящих мировые образцы по своим характеристикам — прочности, хладостойкости, свариваемости, коррозионно-стойкости, пластичности, вязкости, технологичности.

Кроме судостроения, эти стали используются в энергомашиностроении, химическом и транспортном машиностроении, для ПБУ, оборудования для добычи нефти и газа на арктическом шельфе, для строительства газовозов, эксплуатируемых в северных широтах.

АПРК «Акула»
Модель АПРК «Акула»




← Андрей Сергеевич Завьялов   Материалы для атомной энергетики

© ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей»
2009—2015