Аудиокомментарий к разделу

У вас установлена старая версия флеш-плеера, обновите его.


Стенд, посвящённый морским
титановым сплавам

 Морские титановые сплавы

Важнейший этап в жизни института — создание морских титановых сплавов. У истоков этого направления стояли Борис Борисович Чечулин, Иван Васильевич Полин, Ксения Николаевна Тимошенко, Юлий Данилович Хесин, Елизавета Дмитриевна Теплова, Лев Соломонович Мороз, Савелий Моисеевич Шулькин, Виктор Иванович Сыщиков, Сталь Сергеевич Ушков и другие видные ученые.

Высокая реактивность титана была серьезным препятствием при подготовке полуфабрикатов для конструкций кораблей.

В 1955 году на Верхне-Салдинском металлообрабатывающем заводе началось освоение технологии выплавки титановых сплавов в вакуумно-дуговых печах, предложенной Иваном Васильевичем Полиным.

В 1958 году вышло постановление Правительства о строительстве АПЛ проекта 661 с принципиально новыми тактико-техническими характеристиками. СПМБМ «Малахит» принял смелое предложение нашего института о применении титана при строительстве этой лодки.

В 1962 году разрабатывается сплав ЗВ — первый из серии морских титановых сплавов.

Применение титанового сплава при строительстве проекта 661 повлекло за собой крупномасштабную перестройку целых отраслей.

На Верхне-Салдинском металлообрабатывающем заводе было освоено производство 4-тонных слитков (позднее в 70–75 гг. впервые в мире было осуществлено производство 15-тонных слитков).

Развитие корабельных систем невозможно без фасонного литья. По спроектированным в институте схемам изготовлены печи «Нева» различной емкости для титанового литья.

В 1962 году на производственной базе института состоялся пуск первого в отрасли участка титанового литья, где были изготовлены первые отливки для атомной подводной лодки пр. 661.

Второй участок титанового литья был создан в 1963 году на Северном машиностроительном предприятии.
Третий, крупнейший в мире, участок — на Зеленодольском заводе.

В итоге была создана цельнотитановая атомная подводная лодка пр. 661 — абсолютный рекордсмен скорости подводного хода, прослужившая 20 лет.

В 1955 году институт выступил пионером создания парогенераторов для АЭУ кораблей из титана.

Работа проходила под руководством Бориса Борисовича Чечулина; производство и монтаж парогенераторов были освоены на Балтийском и Хабаровском заводах.

В дальнейшем на счету института создание цельнотитановых блочных конденсаторов, что помогло решить задачу снижения массы лодки в целом.

Б. Б. Чечулин
Б. Б. Чечулин

Е. Д. Теплова
Е. Д. Теплова

Ю. Д. Хесин
Ю. Д. Хесин


В. И. Сыщиков
В. И. Сыщиков

С. С. Ушков
С. С. Ушков

В 1981 году за создание новой специальной техники институт награждается Орденом Трудового Красного Знамени. Была награждена и группа ученых института — ордена и медали получили 38 человек.

Торжественное вручение Ордена.
Получает его от имени института директор Игорь Васильевич Горынин.

← Алюминиевые сплавы   Игорь Васильевич Горынин

© ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей»
2009—2010